САЙТ - ПОРТФОЛИО
Суббота, 19.01.2019, 20:35



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Моя педагогическая концепция ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

http://dfiles.ru/files/1k18uzgjc - видеоролик о себе как тьюторе

 

 

Формирование гражданственности

как интегрированного качества личности на уроках обществознания.

 

                                                                                                   Поэтом можешь ты не быть,

 но гражданином быть обязан.

Н.А. Некрасов

«Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития», - говорится в Концепции модернизации российского образования на период до 2010года.

Школа -  в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, законопослушные, уважающие права и  свободы личности, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Потенциал обществоведческих дисциплин должен быть в полной мере использован для воспитания таких качеств.

Нравственно-правовая, политическая, экономическая культура – основные составляющие такого понятия, как  гражданственность.

Основная цель уроков обществознания – создание условий для воспитания гражданственности как интегрированного качества личности.

Основные задачи – это:

·        формирование деятельностных способностей учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве;

·        развитие самостоятельности и творчества детей, навыков адекватной самооценки и самоанализа;

·        воспитание социально зрелой личности, способной к адаптации в обществе.

 

Высокая  степень гражданственности более устойчиво проявляется в гармонично развитой личности,  при согласованности множества процессов развития  и саморазвития, в соразмерности жизненных целей и возможностей, в  условиях психологического комфорта.

        

Компоненты гражданственности.

Гражданственность

 

Юридическая                                Политическая                       Нравственная

дееспособность                             дееспособность                     дееспособность

 

 


 

Теоретический уровень                                     Практический уровень

 

Основные используемые методы:

- аналитический;                                        - проектный;    

- проблемный;                                             - научно-практический

                                                                         эксперимент;     

- исследовательский.                                  – социологический опрос.   

Технологии:        ИКТ, личностно ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, технология проекта .            

 

Правовое положение гражданина  как участника гражданских отношений носит название гражданской правосубъектности. Правосубъектность физического лица содержит два основных элемента – правоспособность и дееспособность. Пункт 1 ст.17 ГК РФ определяет гражданскую правоспособность как способность иметь гражданские права и нести обязанности, которая признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Правоспособность характеризует пассивную сторону правосубъектности. В отличие от этого в дееспособности выражается активная сторона участника гражданских  правоотношений. Дееспособность возникает у гражданина в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и выражается в сознательном и активном исполнении гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, разумном использовании своих гражданских прав, точном соблюдении правовых установлений и законов.

Достаточно ярким примером формирования юридической дееспособности личности является проведение элективного курса «Ты и закон», где гимназисты знакомятся с основными юридическими специальностями.

Занятия проводятся в форме «круглого стола». Приглашаются гости, представители юридических профессий, и в непринужденной беседе дети получают знания по основным юридическим специальностям.

Работая в группах, ребята создают  творческие проекты: «Юридическая консультация для несовершеннолетних», Путеводитель по городу «Скорая юридическая помощь» и т.д.

Политическая дееспособность прослеживается через комплекс чувств, взглядов, идей, убеждений, принципов, отношений, поступков человека, формирование которых обусловлено воздействием общественно-политического строя государства. Здесь психологический комфорт достигается нетрадиционными формами проведения уроков и внеурочных мероприятий, например:

 Урок – деловая игра «Избирательная кампания» в 11 классе.

Цель урока: выработать у старшеклассников  умение отстаивать свою точку зрения по различным политическим вопросам, толерантно относиться к иным взглядам и позициям.

Ведущие методы -  проблемный и игровой.

Класс предварительно делится на  две  группы («партии»), которые заранее готовят программу, продумывают символику. За каждое выполненное задание команда получает пять «голосов избирателей». В конце игры проводится голосование. В урну для голосования опускаются «избирательные бюллетени». Затем количество голосов переводится в оценки.

Ток-шоу «Легко ли служить молодым».

Цель мероприятия: социальная адаптация молодежи.

Ведущие методы: социологический опрос , беседа.

На данном мероприятии поднимаются  социально значимые вопросы, такие как: почему так стремительно падает престиж российской армии? Хотят ли служить в рядах вооруженных сил молодые люди?

В качестве примера можно привести и   исследовательскую  работу учащихся 11 класса «Молодежь и выборы».

Основной метод  - социологическое  исследование, позволяющий выявить  степень политической сознательности и гражданской ответственности старшеклассников.

       Согласно результатам анкетирования, среди 97 опрошенных гимназистов старших классов:

-   76 человек состоят в общественных  организациях города (школьная организация "Республика Добра" и городская организация "Центр САМ") , 21 человек являются аполитичными;

-   66 человек принимали участия в каких-либо выборах (выборы старосты класса, актива класса, президента школьной организации "Республика Добра") и 31 человек отказались от такой возможности. Среди принимавших участие в выборах только 7 человек шли «по принуждению», остальные выступили в следующих социальных ролях:

·        10 человек – кандидаты;

·        6 человек –  помощники кандидата;

·        50 человек – активные избиратели.

-   В следующих выборах хотят принять участие 74 человека, среди них:

·        10 человек хотят быть кандидатами;

·        12 человек – помощниками кандидата;

·        52 человека хотят составить активную часть электората ;

-   84 человека решили, достигнув совершеннолетия, принять участие в выборах государственного масштаба, из них:

·        12 человек видят себя в роли кандидата;

·        13 человек – в роли помощника кандидата;

·        59 человек хотят быть избирателями.

Данные анкеты позволяют  утверждать, что молодёжь готова стать политически активной и принимать непосредственное участие в государственных делах.

Нравственная дееспособность характеризуется тем, что основывается на принципах морали и придает поступкам личности моральную окраску. К этому компоненту можно отнести воспитание гражданского самосознания, гражданской ответственности.  Примером может служить цикл  проблемных уроков «О российской цивилизации». В начале урока ставится проблема: выживет ли Российская цивилизация? Ребята работают над заполнением таблицы «Государственная идея в российской истории»,  отвечают на проблемный вопрос и завершают работу творческим проектом. Подобный вид работы, кроме того, способствует развитию креативного мышления, воспитанию  гражданской позиции, высокоморальной личности.

 

Благодаря таким технологиям и методам работы, на  уроках обществознания  и во внеурочной деятельности создаются максимально комфортные условия для формирования высокой гражданственности  выпускников, та образовательная среда, которая развивает личность ребенка, его созидательные способности и ключевые компетенции, определяющие в целом современное качество содержания образования.

 

Литература

1.     Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса//Преподавание истории в школе.-1996г., №4.

2.     Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. Москва, 2005г.

3.     Анохина Г.М. Личностно развивающие педагогические технологии. Воронеж, 2005г.

4.     Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для учителя. – СПб:Каро, 2001г.

5.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.

 

 

 

Поиск

Календарь
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019      Сделать бесплатный сайт с uCoz